Истерики у ребенка 5 лет - советы психолога, что делать родителям?
В жизни каждого родителя наступает момент, когда он сталкивается с истерикой своего ребенка. Предвидеть, когда это произойдет, невозможно. Этот момент неприятный и даже сложный, поскольку истерика у малыша может случиться в любое время, в любом месте и в любую погоду. Мало кто знает, что нужно говорить ребенку, чтобы он успокоился.
Что такое истерика?
На самом деле истерика – это естественный этап развития ребенка. Многие малыши проходят его в раннем возрасте. Такой вид поведения (крик, слезы, падение, катание по полу) в психологии делится на два понятия: истерика и каприз.
Истерика – это сильное состояние, когда ребенок не может самостоятельно совладать со своими эмоциями и нуждается в помощи.
Каприз – это осознанное действие ребенка, которое направленно на получение желаемого. К примеру, плач и крик в магазине из-за некупленной игрушки.
Причины истерики у детей от 1 до 6 лет:
· Подражание кому-либо (друзья в детском саду, значимый взрослый и пр.).
· Проявление возрастных особенностей (от одного года до трех лет).
· Ребенок недосыпает положенные ему часы, сильно утомлен и усталость выливается на окружающих приступами истерик.
· Сложные отношения между домочадцами – таким образом ребенок транслирует состояние взрослых.
· Особенности нервной системы. Кто-то от природы чрезвычайно возбудим, а кто-то более спокоен. У малышей эти проявления выражены намного ярче, так как что в силу возраста им сложно управлять собой.
Нередко ребенок закатывает истерики, когда хочет привлечь к себе внимание, а получив его, успокаивается.
Как предотвратить истерику у ребенка?
По мнению психологов, нет ни одного способа устранить истерику, однако есть много приемов, с помощью которых можно помочь малышу, и задача родителей найти те приемы, которые подходят их ребенку.
Способы предотвратить истерику:
· Отвлечь малыша. Прежде чем истерики у ребенка 3 лет набрали обороты, стоит попытаться переключить его внимание на какой-то интересный объект: игрушку, пейзаж, книжку и т.д. Это поможет ребенку переключать свою энергию на другие объекты. Если истерика уже началась, то этот способ вряд ли поможет.
· Хороший отдых – это верный метод в борьбе с истериками. Если истерики у ребенка 4 лет случаются не часто, стоит удостовериться, что он достаточно отдыхает. Даже незначительное недосыпание и переутомление может стать причиной истерик и капризов.
· Попробовать пошутить. Если истерика только на подходе, можно попытаться разрядить ситуацию юмором. Однако во всем должна быть мера: ребенок должен понимать, что вы шутите, а не высмеиваете его.
· Игнорировать требования. Истерики в общественных местах заставляют некоторых родителей идти на поводу у малыша и давать ему то, что он требует. Однако этот способ – не самый лучший. Ребенок может повторить истерику, понимая, что ему уступят, и он получит желаемое.
· Способ «покидаем место происшествия». Удалить ребенка из помещения, где случилась истерика, в другую комнату и сказать, что он может войти после того, как успокоится. Это поможет малышу контролировать свои эмоции и самостоятельно справляться с ними.
· Обсудить истерику. Если истерики у ребенка 5 лет, то после того, как он успокоился, поговорить с ним о том, что стало причиной его расстройства. Однако не следует заострять внимание на его действия во время гнева. Вместо этого, малыша нужно обнять и рассказать, как сильно вы его любите. Это поможет ему понять, что его поведение плохо действует на окружающих.
Используя эти методы, можно переключать внимание ребенка на другие предметы и действия и как результат, избежать истерик.
Как взрослым реагировать на истерику?
Вне зависимости от того, истерика у ребенка или каприз, необходимо выполнять определенные действия для того, чтобы нормализовать ситуацию:
· Прежде всего, сохранять внутреннее спокойствие. Это достаточно сложно, особенно если такая ситуация происходит в общественном месте.
· Что делать если началась истерика у ребенка 5 лет - он бьется в истерике (кричит, плачет)? НЕ нужно с ним разговаривать, поскольку он этого просто не услышит. Нужно подождать, пока он немного успокоится, а потом уже донести информацию.
· Нужно находиться рядом с малышом в тот момент, когда у него истерика. Чтобы его успокоить, можно просто присесть рядом, погладить и обнять ребенка. Малыш должен почувствовать, что эти чувства от чистого сердца.
· Говорить с ребенком нужно тихим, спокойным и уверенным тоном. Многие родители делают ошибку, когда говорят со своими детьми неуверенным голосом, а это значить, что можно поставить свои условия.
· Разговаривая с ребенком нужно обязательно держать контакт глаз. Это поможет ему успокоиться.
· Переключайте внимание. Любой родитель всегда предвидит начало истерики. И его основная задача – успеть переключить внимание малыша на что-то другое.
· Если процесс возбуждения настолько силен, что переходит в крайние формы, нужно отойти с ребенком в тихое место, обнять, взять на руки и рассказывать ему о своих чувствах к нему.
· Главное! Будьте единогласны: если папа сказал «Нет», то и мама говорит «Нет», также с бабушками и дедушками. Истерики прекратятся тогда, когда ребёнок перестанет быть главнее своих родителей. «Стая не живёт по законам детёнышей!»
Все эти действия помогут малышу почувствовать любовь родителей, и он успокоится.
Чего нельзя делать родителям при истерике у ребенка?
Независимо от того, по какой причине случилась истерика, нельзя:
· Кричать на ребенка.
· Ни в коем случае отталкивать от себя или бить.
· Оставлять одного.
· Пугать малыша (говорить, что позовете «Бабая», Бабу-ягу и т.д.).
Сохраняйте внутреннее спокойствие и уверенность в своих действиях и тогда такие неприятные моменты будут проходить для ребенка легче.
Как бороться с истерикой?
Истерики у ребенка 5 лет, причины могут быть разные, но если такое случилось:
· Не оставляйте малыша одного в момент истерики. Многие родители советуют друг другу оставить ребенка в покое, пусть покричит и успокоится. Этого делать нельзя! В таком эмоциональном состоянии нельзя ребенка оставлять одного. В момент истерики может даже произойти остановка дыхания.
· Не доводите ребенка до крайнего состояния, когда он станет неуправляемым. Если вы видите, что малыш на грани, нужно подойти к нему, взять на руки и постараться переключить его внимание.
· Нужно стараться слышать своего ребенка и понимать взаимосвязь события и такой бурной реакции на него. Нередко проблема настолько проста, что каприза или истерики могло и не быть. Родители должны быть наблюдательны к тому, что малыш им пытается донести.
Как быстро остановить истерику:
· Отложить плач на «попозже». Прервать плач малыша, сказав, что сейчас вы собирались поиграть, а он об этом забыл и поэтому слезы нужно отложить. То есть, объяснить ребенку, что потом он может плакать, сколько хочет, а сейчас лучше поиграть. «Потом» у детей, как правило, не наступает.
· Переключить внимание ребенка. Родители, должны фантазировать: в кустах спрятался котик, бабочка красивая пролетела, собачка несет косточку и т.д. Срабатывает в 90% случаев.
· Выбрать объект для выхода негативных эмоций. Это может быть все, что угодно: диванная подушка, мяч и пр. Игрушки, которые ассоциируются с живыми существами (зайцы, куклы, собаки) лучше не использовать.
· Сочувствие. Показать ребенку насколько сильно вы понимаете его чувства, обязательно проговорить это. К примеру: «Я вижу, как ты расстроен, что я тебе не купила игрушку. Злишься, плачешь, обижаешься». Когда ребенок видит, что близкие люди понимают причину его слез, то плакать уже не хочется.
· Обязательно играть с детьми. Не стоит забывать, что перед вами – малыш, который верит в чудеса, Бабу Ягу, фей. Сочинить на ходу сценарий, который можно будет проигрывать, когда малыш начнет плакать. «Слезы складывайте в мешочек, сушите феном, выбрасывайте в окно». Любую истерику ребенка можно превращать в игру.
· Обнимайтесь. Именно тактильный контакт часто работает лучше всего. Нужно подойти к малышу, обнять и сказать, как сильно вы его любите. Ничто так не осушает слезы, как тепло и забота мамы.
· Придумайте таблетки/витамины от плохого настроения и детских слез. Сладкая аскорбинка – хороший антидепрессант. Сложите «успокоительное» в коробочку и угощайте ребенка каждый раз, когда он захочет покапризничать.
Что делать после истерики?
Лучше общаться с малышом на уровне его глаз, для этого нужно присесть и вести разговор «на равных». Голос должен быть спокойным, но в тоже время твердым и уверенным.
Избегать выражений «Не смей» или «Ты не должен»: таким тоном нельзя ребенку объяснить, почему он не должен себя так вести. Нужно свои требования выражать в форме просьбы: «Я бы очень не хотела, чтобы ты так делал» или «Я так расстраиваюсь вместе с тобой, что тоже сейчас заплачу».
Чаще всего истерика вызвана тем, что малыш не получил желаемого. Поэтому уже с раннего возраста нужно пробовать договариваться со своими детьми. Например: «Ты обязательно пойдешь погулять, но сначала игрушки положи на свои места», «Ты получишь очень вкусный десерт, но сначала нужно пообедать».
В каких случаях нужно обращаться к психологу?
Если у ребенка 5 лет случаются частые истерики, то стоит обратиться к детскому психологу. Грамотный специалист поможет разобраться в причинах такого поведения. Возможно, за этим стоит какое-то заболевание, а истерика лишь часть его проявления.
Если малыш здоров и истерики при одном из родителей малыш себе не позволяет, то проблема, вероятнее всего, в семейных отношениях, т.е. в реакциях мамы/папы на его поведение.
Регулярные истерики и капризы негативно сказываются на здоровье ребенка: порождают стойкие психопатические наклонности, приводят к психогенным изменениям характера, расшатывают нормальную психику. Такому типу поведения соответствует не самая лучшая клиническая картина – требовательность, подозрительность, нетерпимость к мнению окружающих, нетерпеливость, мстительность, гневливость, обидчивость, неадекватность эмоциональных реакций.
Кризис 3 лет у ребенка
Вашего милого малыша будто подменили? Совсем недавно это был ласковый, спокойный ребенок, которому нравилось выполнять ваши просьбы. А теперь? Что бы ему ни предложили – всё отвергает с криком «нет!», дерзит и ругает родителей. Желает поступать так, как он хочет, и требует, чтобы все в доме подчинялись его приказам.
Когда начинается кризис 3 лет у ребенка?
Кризис трехлетия не обязательно проявляется ровно в три года. Многое зависит от индивидуальных особенностей, развития и потенциала малыша. Однако чаще всего этот непростой период начинается в возрасте от двух с половиной до трех с половиной лет.
Сколько длится кризис 3 лет у ребенка?
Ни один специалист не способен дать точный ответ на этот вопрос, потому что продолжительность кризисного периода зависит от каждого отдельного случая – воспитания ребенка, усилий, прилагаемых родителями для преодоления трудного возраста. Однако в большинстве случаев ситуация стабилизируется к четырем годам.
Каковы причины детского кризиса 3 лет?
Первые три года ребенок физически и психически зависим от матери, он не отпускает ее ни на шаг, тяжело переживает разлуку. В этот период малыш впитывает в себя, как губка, огромное количество информации, которая непрерывно накапливается.
Проходит время, малыш крепнет физически (уже ловко и уверенно управляет своим телом) и психически (его мозг достигает определенной стадии развития). Исследуя пространство, ребёнок видит результаты своей деятельности, приходит в восторг от осознания того, что может влиять на окружающий мир. Он подражает взрослым, использует их лексику, "примеряет" на себя разные роли, начинает играть в ролевые игры. Проявляет интерес к сверстникам и начинает взаимодействовать с детьми, играет в совместные игры с ними.
Его уверенность в себе достигает вселенского масштаба: «Ура! Я САМ это умею! Я САМ это могу! Я БОЛЬШОЙ, как мама и папа!».
ВАЖНО
Ребенок начинает осознавать себя отдельной независимой личностью.
Но многие желания ребенка не соответствуют его реальным возможностям (внутренний конфликт) – с одной стороны, а с другой - он сталкивается с постоянной опекой взрослых (внешний конфликт) - как раз именно здесь и происходит внутреннее противоречие между «хочу» и «могу». Эти процессы и являются так называемым «кризисом Я сам».
Существует целый перечень признаков «кризиса трёх лет», но все они - следствия одной причины, кратко и емко описывающей поведение ребенка в период кризиса трех лет:
ВАЖНО
Малыш стремится сам принимать решения!
Он стремится не только что-то делать самостоятельно, но и самостоятельно решать, делать это или нет.
Как проявляется кризис 3 лет?
Психологи выделяют семь основных признаков - это, так называемое, семизвездие - своеволие, упрямство, негативизм, строптивость, протест-бунт, симптом обесценивания, деспотизм.
1. Негативизм или «Как скажете, лишь бы не так и то!»
Ребенок поступает вопреки не только родителям, но порой даже своему собственному желанию. Малыш отказывается выполнять просьбы не потому, что ему не хочется, а только потому, что его об этом попросили.
Например, мама предлагает идти на прогулку. Малыш, который обожает гулять, почему-то заявляет: «Не пойду!». Почему? Потому что это мама предложила идти гулять, а не он сам так решил!
Что делать?
Попробуйте вместо утвердительной формы "Идем гулять!" просто спросить малыша о его желании: «Сашенька, мы гулять пойдем?».
Часто спасает фраза "Давай вместе!". Например, ребёнок говорит: "Не буду умываться!" заменяем фразой "Давай вместе будем умываться!", а дальше задача сделать так, чтобы ему было интересно умываться. Например, читаем стишок "Водичка, водичка, умой мое личико..." или умываем мишку.
В некоторых ситуациях можно применить маленькую военную хитрость. Например, вместо вопроса, «Ты будешь кушать?», задайте вопрос, содержащий несколько вариантов для выбора, но на который нельзя ответить нет: «Ты будешь кушать гречневую кашу или рисовую?».
Ну, и совсем в крайних случаях, можно предложить ребенку сделать противоположное, с расчетом на то, что малыш из чувства негативизма сделает то, что надо. Например, скажите: "Гулять сегодня не пойдем!", тогда малыш будет настаивать на прогулке. Но часто прибегать к этому способу не стоит, так как это обман.
2. Строптивость или «Нет – и всё!»
Строптивость очень похожа на негативизм, но отличается тем, что не направлена на определенного человека - это протест против самого образа жизни. Ребенок отказывается выполнять требования взрослых, словно их не слышит (особенно это проявляется в семьях, где наблюдаются противоречия в воспитании: мама требует одно, папа – другое, а бабушка вообще все разрешает).
Что делать?
Отвлеките ребенка от того, что стало камнем преткновения, и через пять минут ребенок неожиданно согласится с Вашим предложением, забыв, что недавно возражал.
3. Упрямство или «Я решил сам!»
Когда ребенок упрямится, он настаивает на чем-то не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал: "Я так решил!".
Например, малыш просит дать ему мяч. Но мяча нет, и мама предлагает ему замену, например, его любимую книжку. Малыш понимает, что книжка намного интереснее, чем мяч. Но все равно настаивает на своем: «Дай мяч!». Почему? Потому что это мама предложила книжку, а не он сам так решил.
Что делать?
Подождите несколько минут, зачастую малыш сам примет решение и попросит книжку. Удивительно, но факт!
4. Своеволие или «Гордый карапуз»
Ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет. Безусловно, бывает удобнее сделать что-то за ребенка, ведь так быстрее. Но этим вы лишаете его радости от процесса деятельности. Присмотритесь к малышу, и Вы увидите гордость от собственной самостоятельности.
Что делать?
Позвольте малышу попробовать сделать все самому, даже если вы знаете, что это ему не по силам. Увы, но опыт приходит только в паре с ошибками.
И если у крохи что-то получилось, обязательно похвалите его, объясните, что именно он сделал хорошо, и подчеркните, какой он стал большой и самостоятельный. Такое признание успехов поднимает самооценку, придает уверенности в силах и удовлетворит потребность быть хорошим.
ВАЖНО
Таким образом, формируется основа «системы Я», т.е. самой личности ребёнка!
5. Протест-бунт или «Стройся, родитель, я – бунтарь!»
Именно бунтом и протестом отвечает малыш на давление со стороны родителей, и их желание все решать за малыша («Не кричи!», «Не ломай!», «Садись за стол!», "Одень тапочки!").
Бурная энергия ребенка должна найти выход в виде деятельности. А если ее сдерживать, то она выливается в виде эмоций (гнева, истерик).
Любому человеку (а ребенку и тем более) очень тяжело долго находиться в нервном напряжении, и если не наступает разрядка в виде эмоции или какой-либо деятельности, то возникает стресс и, как следствие, снижение иммунитета.
Ребенок, чью деятельность постоянно сдерживают родители, считая его поведение неправильным, будет искать другие пути освобождения от накопившегося напряжения. Например, в виде агрессии или онанизма.
Что делать?
Если малыш заходится в истерике, спокойно переждите ее, и только потом объясните, как «правильно» себя вести и почему. А затем, предложите малышу порисовать, полепить, поиграть.
ВАЖНО
Что-либо объяснять во время истерики бесполезно. Так уж устроена психика человека. Во время проявления эмоций человеку трудно сосредоточиться на том, что ему говорят (это принцип доминанты - очаг возбуждения в головном мозге подавляет все остальные).
6. Обесценивание или «Прочь отсюда – игрушки, книжки…»
Изменяется отношение ребенка к любимым вещам и игрушкам (он может бросать их, ломать) и к людям (малыш может стукнуть или обозвать маму грубыми словами).
Это следующий этап исследовательской деятельности ребенка (не путайте с агрессией).
Потом он поймет, что такое его поведение может быть неприятно другим людям. А пока... Пока он подражает взрослым, ему интересно смотреть на их реакцию (а что будет, если…).
Что делать?
Направляйте энергию ребенка в мирное русло. Например, если малыш рвет книжку, предложите ему рвать старые журналы.
Подключите свою фантазию, обыграйте неприятный момент с использованием игрушек.
Например, если малыш отказывается одеваться на прогулку, то предложите ему одеть куклу или плюшевого медведя, пусть он поиграет роль взрослого. Через некоторое время ребенок согласится одеться и сам тоже.
7. Деспотизм или «Я - здесь начальник!»
Малыш учится управлять окружающим миром, пытается заставить родителей делать то, что он хочет.
Необходимо понимать, что стремление к лидерству, желание «завоевать место под солнцем» – это хорошая черта характера, которая позволяет человеку быть самому хозяином своей жизни и как следствие - брать на себя ответственность за происходящее, а не быть ведомым другими людьми (это особенно ценно в подростковом возрасте, когда велика опасность влияния «дурных компаний).
Что делать?
Уступайте ребенку в «мелочах». Но в том, что касается здоровья и безопасности самого ребенка и других людей – будьте непреклонны (безо всяких исключений). Позволяйте малышу совершать ошибки, ведь сейчас ребенок учится исключительно на собственном опыте. Ему сложно понять объяснения взрослых.
Кризис трёх лет – прежде всего кризис социальных отношений, взаимоотношений личности ребенка и окружающих. И протекать остро он будет только в том случае, если взрослые, не замечая у малыша тенденции к самостоятельности, будут сохранять прежний тип отношений, устраивающий их, взрослых, но сдерживающий активность и самостоятельность детей.
Результатом выбора неадекватной тактики поведения родителей все вышеперечисленные признаки кризиса могут закрепиться и принять устойчивый характер, и впоследствии, привести к таким невротическим явлениям как энурез, ночные кошмары, заикание и пр.
Если же взрослые адекватно отреагируют на происходящие в ребенке изменения, заменив авторитарность и гиперопеку на партнерское общение и самостоятельность (в разумных пределах, конечно), то все конфликты и трудности данного возрастного периода могут иметь временный характер, либо не возникнуть вовсе.
Как пережить кризис 3 лет у ребенка?
Советы психологов
«Что же делать?» - именно таким вопросом часто задаются родители маленьких бунтарей. Всем озадаченным мамам и папам психологи рекомендуют придерживаться следующих правил:
Вырабатывайте правильную тактику своего поведения, станьте более гибкими, расширьте права и обязанности ребенка.
1. Позволяйте малышу быть самостоятельным. Не вмешивайтесь (по возможности) в дела ребенка, если он не просит.
2. Помните, что ребенок как бы испытывает Ваш характер, проверяя по несколько раз в день, действительно ли то, что было запрещено утром, запретят вечером. Проявляйте твердость. Устанавливайте четкие запреты (нельзя убегать на улице от мамы, трогать горячую плиту и т.д.). Запретов должно быть не больше 5. Этой линии поведения должны придерживаться все члены семьи без исключения.
3. Помните, что ребенок многие слова и поступки повторяет за Вами, поэтому следите за собой.
4. При вспышках упрямства, гнева отвлекайте малыша на что-нибудь нейтральное (вспоминайте, какую собачку, кошечку или бабочку Вы видели на прогулке).
5. Когда ребенок злится или у него истерика, то бесполезно объяснять, что так делать нехорошо. Отложите это до тех пор, пока малыш не успокоится. Возьмите его за руку и уведите в спокойное безлюдное место.
6. Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек. Например, если ребенок отказывается есть, не настаивайте, посадите мишку за стол и пусть малыш его кормит, но вместе с тем, рассказываете, что мишка любит есть по очереди – ложка ему, ложка Маше. Обыграть можно многое: умывание, одевание, уборку игрушек...
7. Обязательно подчёркивайте, какой Ваш ребёнок уже большой, не «сюсюкайтесь» и не делайте все сделать за малыша. Разговаривайте с ним, как с равным человеком, мнение которого Вам интересно.
8. Любите ребенка и показывайте ему, что он дорог Вам, несмотря ни на что.
От того, как вы будете вести себя с ребенком во время этого кризиса, зависит, сохранит ли ваш малыш активность, упорство в достижении цели, будет ли продолжать стремиться к самостоятельности. Или он сломается и станет безропотно послушным, безвольным, зависимым человеком с заниженной самооценкой.