Игры на развитие речи
Адаптация
Как научить ребенка слушаться.
На заметку:
Если у ребенка не появляется реакция на просьбу родителей ни с первого, ни со второго раза, не стоит его уговаривать и ждать от него соответствующего поведения. Лучше подойти, спокойно взять его за руку и отвести в то место, где он должен выполнить поручение.
Не стоит допускать разногласий в вопросе наказания и утвердительного решения между родителями. Это может привести к разному отношению самого ребенка, для которого один будет плохой, а другой хороший.
Не рекомендуется вводить малыша в заблуждение своими запретами и разрешениями.
Не желательно прибегать к постоянной критике, контролю, выполнению каких-либо поручений. При этом вся нагрузка должна ориентироваться на способности малыша.
По возможности, нужно говорить ребенку периодически повторять все просьбы, которые адресованы ему. После того, как четко проговорено задание малыш понимает его лучше, запоминая нюансы выполнения.
Когда у ребенка не получается выполнить поручение, лучше предложить ему помощь. Это избавит от истерики при несоблюдении требования.
И последнее, все поведение взрослых отражается на поступках детей. Поэтому не стоит делать то, что запрещено ребенку.
Главное не терять любовь и веру в своего малыша. Он готов исправиться, но для этого ему необходимо немного помочь. А в этом случае именно терпение может принести в семью спокойствие и благополучие.
С.С.Осокина, старший воспитатель
Рекомендации педагога-психолога по адаптации ребенка к ДОУ
Уважаемые родители, Вам хочется, чтобы ваш ребенок адаптировался к саду быстрее и легче чем он должен адаптироваться по прогнозу. Для этого необходимо знать, как подготовить ребенка к поступлению в сад, как надо вести родителям с ребенком, когда он впервые начал посещать ДОУ. Как надо вести себя родителям в этот сложный период.
КАК НАДО родителям готовить ребёнка к поступлению в ДОУ: Тренировать, буквально с самого рождения систему адаптационных механизмов у ребенка и приручать его заблаговременно к таким условиям и ситуациям, в которых ему надо менять формы поведения. Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с ДОУ. Заранее узнать у участкового врача, какой тип адаптации возможен у ребенка по прогностическим критериям и своевременно принять меры при неудовлетворительном прогнозе. Как можно раньше провести оздоровительные или корригирующие мероприятия, которые назначил врач. Отправить ребенка в ДОУ лишь при условии, что он здоров. Не отправлять ребенка в детский сад в разгаре кризисе трех лет. Заранее узнать все новые моменты в режиме дня ДОУ и ввести их в режим дня ребенка дома. Повысить роль закаливающих мероприятий. Оформить в детский сад по мету жительства. Как можно раньше познакомить малыша с детьми в ДОУ и воспитателями в группах, куда он в скором времени пойдет. Стараться отдать его в группу сада, где у ребенка есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе. Настроить малыша как можно положительнее к его поступлению в ДОУ. Раскрыть ребенку «секреты» возможных навыков общения с детьми или взрослыми людьми Учить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания. Не угрожать ребенку ДОУ как наказанием за детские грехи, а также за его непослушание. Чтобы ваш ребенок был, как надо подготовлен к ДОУ, прослушать цикл лекции в детской поликлинике по адаптации детей к ДОУ. Готовить вашего ребенка к временной разлуке с Вами и дать понять ему, что это неизбежно только потому, что он уже большой. Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в ДОУ. Планировать свой отпуск, чтобы в первый месяц посещения ребенка нового организованного коллектива у Вас была бы возможность оставлять его там, на целый день. Все время объяснять ребенку, что он для Вас, как и прежде дорог и любим. Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он вырос до сада и стал таким большим.
КАК НАДО родителям вести себя с ребенком, когда он впервые начал посещать ДОУ. Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой. Создать спокойный бесконфликтный климат для него в семье. Щадить его ослабленную нервную систему. Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему. На время прекратить походы в цирк, в театр, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач. Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша. Не кутать ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе. Создать в выходные дни дома для него режим такой же, как в ДОУ. Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за капризы. При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обратиться к детскому врачу. При выражении невротических реакций оставить малыша на несколько дней дома и выполнить все предписания врача.
КАК НЕ НАДО вести себя родителям с ребенком, когда он впервые начал посещать ДОУ В присутствии ребенка плохо говорить о ДОУ. «Наказывать» ребенка ДОУ и поздно забирать домой. Мешать его контактам с детьми в группе. Не уменьшать, а увеличивать нагрузку на нервную систему. Водить ребенка в многолюдные и шумные места. Все время кутать, одевать не по сезону. Конфликтовать с ним дома. Наказывать за капризы. В выходные дни резко изменять режим дня ребенка. Все время обсуждать в его присутствии проблемы, связанные с ДОУ. Не обращать внимания на отклонения в обычном поведении ребенка. Не выполнять все предписания врача.
Первые признаки того, что ребенок адаптировался: хороший аппетит, спокойный сон, охотное общение с другими детьми, адекватная реакция на любое предложение воспитателя, нормальное эмоциональное состояние.
Желаем Вам и Вашим малышам прекрасного настроения и хорошего здоровья!!!
О роли семейного воспитания
Семья является первой ступенью общества ребёнка, в каждой из которых есть свой уклад. Стили отношений в каждой семье разные. Ребёнок, чаще всего, перенимает у родителей их интересы и потребности, которые в дальнейшем создают соответствующий нравственный микроклимат на протяжении всей жизни ребёнка.
В семье ребёнок приобретает первый социальный опыт и первые чувства. Если родителям свойственна широта интересов, действенное отношение ко всему происходящему в нашей стране, то и ребёнок, разделяя их настроение, приобщаясь к их делам и заботам, усваивает соответствующие нравственные нормы.
Дорогие родители! Воспитание ребёнка и организация его жизни начинается, прежде всего, с воспитания самих себя, с организации жизни семьи, создания высоконравственных внутрисемейных отношений, обеспечивающих здоровый микроклимат. Никакая мелочь, нарушающая эмоционально-нравственную атмосферу, не может не влиять на ребёнка. От семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий: ребёнок более податлив воспитательным влияниям, если растёт в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий. Огромное значение имеет семейный микроклимат на становление личности ребёнка. Наблюдая за отношениями взрослых, их эмоциональными реакциями и, ощущая на себе, всё многообразие проявлений чувств близких ему людей, ребёнок приобретает нравственно-эмоциональный опыт. В спокойной обстановке и ребёнок спокоен, ему свойственно чувство защищённости, эмоциональной уравновешенности. Ребёнок всегда активен и любознателен, он легко впитывает всё, что видит и слышит вокруг себя, ему передаётся настроение взрослых. Важно, какие эмоциональные впечатления он получает: положительные или отрицательные, какие проявления взрослых он наблюдает: нежность, заботливость, сердечность, приветливые лица – всё это своеобразная азбука чувств, первый камушек в будущем здании личности. В отношениях «взрослый-ребёнок», если родители всё своё внимание концентрируют на том, чтобы удовлетворить любое желание, каприз малыша, создаются благоприятные условия, где ребёнок – равноправный член семьи, где он причастен к её делам, разделяет общие заботы, выполняет определённые обязанности, создаются более благоприятные условия для формирования у него активной жизненной позиции.
Важно! прививать ребёнку чувство уважительного отношения к близким людям.
Важно! общение родителей с ребёнком не должно быть принуждением, нужно всегда обсуждать ситуацию с ребёнком и приходить к общему единому мнению.
Важно! постоянно уделять внимание охране здоровья ребёнка: соблюдению режима, рациональной двигательной активности, закаливанию организма.
Важно! в нравственном воспитании родители должны уделять внимание на формирование у ребёнка навыков культурного поведения.
Семья может воспитать положительного члена общества, если взрослые ведут здоровый образ жизни. В той семье, где ребёнок растёт в нравственно-эмоциональной атмосфере, у него складывается положительное психофизическое развитие. Можно провести с ребёнком будни, которые будут наполнены полезным содержанием, семейный досуг и отдых. Воспитание ребёнка – всегда творческий поиск, не терпящий бездумности и скороспелых решений. Взрослому приходится учитывать индивидуальные особенности ребёнка, разбираться в побудительных мотивах его поступков в разных ситуациях. В одном случае на ребёнка лучше влияет указание, сделанное спокойным тоном, в другом – обращение мягкое, в третьем – в виде вопроса или напоминания, в четвёртом – в форме шутки. Умение понимать ребёнка, его состояние и мотивы поведения позволяют наиболее правильно определить соответствующий подход к нему. В любых ситуациях родители должны считаться с чувством достоинства ребёнка, видеть в нём развивающуюся личность, стремиться к взаимопониманию, быть справедливым в оценках поступков ребёнка.
И.В. Назарова, воспитатель.
Памятка для родителей «Адаптация детей к ДОУ»
1. Старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу по поводу адаптации ребенка к д/саду, он чувствует Ваши переживания.
2. Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми. Посещайте парки, детские площадки, приучайте к игре в песочницах, ходите на дни рождения друзей, праздники.
3. Максимально приближайте домашний режим к распорядку дня в детском учреждении, при выполнении режимных моментов поощряйте и развивайте детскую самостоятельность.
4. О предстоящем поступлении в д/сад беседуйте с малышом как о радостном событии. Воздержитесь говорить о собственных опасениях в присутствии ребенка.
5. В присутствии ребенка избегайте критических высказываний и замечаний в адрес д/сада и его сотрудников.
6. Придите заранее в детский сад и познакомьтесь с обстановкой, с детьми, с воспитателями. Лучше это сделать, когда дети гуляют на улице или играют в групповой комнате. Вначале следует прийти на вечернюю прогулку, посмотреть, как дети играют, как расходятся по домам.
7. Чем больше ребенок будет знать о дошкольном учреждении, чем лучше будет с ним знаком, тем легче пройдет его период адаптации.
8. Познакомьтесь с воспитателями группы заранее, расскажите об индивидуальных особенностях вашего ребенка (заполните предлагаемую вам анкету) .
9. Дайте ребенку в д/сад любимую игрушку, уговорите оставить ее переночевать в садике, а наутро снова с нею встретиться. Если ребенок не соглашается, пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими детьми.
10. Будьте спокойны и не проявляйте своего беспокойства, особенно когда уходите. Расставайтесь с ребенком легко и быстро, чтобы не вызвать у него тревогу.
11. Придумайте и отрепетируйте несколько различных способов прощания, ребенку легче будет вас отпускать.
12. Ребенок спокойнее переживает разлуку с матерью, если в первые несколько недель его в д/сад будет приводить отец, бабушка или дедушка.
13. Уменьшите нагрузку на нервную систему: на время прекратите посещение с ребенком многолюдных мест, цирка, театра; сократите просмотр телевизионных передач.
14. Эмоционально поддерживайте малыша: общайтесь с ребенком больше, чаще обнимайте его, поглаживайте, называйте ласковыми именами.
15. Будьте снисходительны, терпимее к его капризам. При явно выраженных невротических реакциях оставьте дома.
16. В выходные дни резко не меняйте режим дня ребенка.
17. Постоянно обращайте внимание на отклонения в поведении и здоровье малыша.
18. Не отучайте ребенка от вредных привычек в адаптационный период.
19. Создайте спокойную, бесконфликтную обстановку в семье.
20. Одевайте ребенка в детский сад в соответствии с температурой воздуха в группе. Обращайте внимание на аккуратность и опрятность его внешнего вида.
21. Выполняйте предписания врача, советы и рекомендации педагога и психолога.
22. Не наказывайте, «не пугайте» детским садом, забирайте домой вовремя.
23. Следует снизить уровень требований. Не ругать и не наказывать ребенка. Лучше не сравнивать его поступки с другими детьми.
24. Когда ребенок привыкнет к новым условиям, не принимайте его слез при расставании всерьез – это может быть вызвано просто плохим настроением.
Важно помнить, что привычка к детскому саду и адаптация – два разных явления.
Тарасова С.Г., воспитатель.
«Играйте вместе с детьми!»
Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Они считают, что игра служит для забавы, для развлечения ребёнка. Другие видят в ней одно из средств отвлечения малыша от шалостей, капризов, заполнение его свободного времени, чтобы был при деле. Те же родители, которые постоянно играют с детьми, наблюдают за игрой, ценят её, как одно из важных средств воспитания. Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом. Жизнь взрослых интересует детей не только своей внешней стороной. Их привлекает внутренний мир людей, взаимоотношения между ними, отношение родителей друг к другу, к друзьям, к другим близким, самому ребёнку. Их отношение к труду, к окружающим предметам. Дети подражают родителям: манере обращаться с окружающими, их поступками, трудовым действиям. И всё это они переносят в свои игры, закрепляя, таким образом, накопленный опыт поведения, формы отношения. С накоплением жизненного опыта, под влиянием обучения, воспитания – игры детей становятся более содержательными, разнообразными по сюжетам, тематике, по количеству исполняемых ролей, участников игры. В играх ребёнок начинает отражать не только быт семьи, факты, непосредственно воспринимаемые им. Но и образы героев прочитанных ему сказок, рассказов, которые ему надо создать по представлению. Однако без руководства со стороны взрослых дети даже старшего дошкольного возраста не всегда умеют играть. Одни слабо владеют умениями применять имеющие знания, не умеют фантазировать, другие, умея играть самостоятельно, не владеют организаторскими способностями. Им трудно сговариваться с партнёрами, действовать сообща. Кто-то из старших членов семьи, включаясь в игру, может стать связующим звеном между детьми, учить их играть вместе. Партнёры-организаторы также могут играть вместе. Обычно каждый навязывает другому свою тему игры, стремясь быть в главной роли. В этом случае без помощи взрослого не обойтись. Можно выполнить главную роль по очереди, взрослому можно взять второстепенную роль. Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащает детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы. Авторитет отца и матери, всё знающих и умеющих растёт в глазах детей, а с ним растёт любовь и преданность к близким. Хорошо, если дошкольник умеет самостоятельно затевать игру, подобрать нужный игровой материал, построить мысленно план игры, сговариваться с партнёрами по игре или сумеет принять его замысел и совместно выполнять задуманное. Тогда можно говорить об умении дошкольника играть. Но и эти дети требуют внимание и серьёзного отношения к своим играм. Им бывает необходимо посоветоваться с матерью, отцом, бабушкой, старшим братом, сестрой. По ходу игры, спросить, уточнить, получить одобрение своих поступков, действий, утверждаясь, таким образом, в формах поведения. Младшие дошкольник 2-4 лет не только не умеют играть вместе, они не умеют играть самостоятельно. Малыш обычно бесцельно возит взад-вперёд машину, не находя ей большего применения, он её быстро бросает, требует новую игрушку. Самостоятельность в игре формируется постепенно, в процессе игрового общения со взрослыми, со старшими детьми, с ровесниками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как организована жизнь ребёнка в игре. Ждать, пока он сам начнёт играть самостоятельно – значит заведомо тормозить развитие детской личности. Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры маленького ребёнка, является подбор игрушек по возрасту. Для малыша игрушка – центр игры, материальная опора. Она наталкивает его на тему игры, рождает новые связи, вызывает желание действовать с ней, обогащает чувственный опыт. Но игрушки, которые нравятся взрослым, не всегда оказывают воспитательное значение для детей. Иногда простая коробка из-под обуви ценнее любой заводной игрушки. Коробка может быть прицепом для машины, в которой можно перевозить кубики, солдат, кирпичики, или устроить в коробке коляску для кукол. Старшие дошкольники ценят игрушки, сделанные руками родителей. Ребятам постоянно необходимо иметь под руками кусочки меха, ткани, картона, проволоки, дерева. Из них дети мастерят недостающие игрушки, перестраивают, дополняют и т.п., что, несомненно, расширяет игровые возможности детей, фантазию, формирует трудовые навыки.
В игровом хозяйстве ребёнка должны быть разные игрушки: сюжетно-образные (изображающие людей, животных, предметы труда, быта, транспорт и др.), двигательные (различные каталки, коляски, мячи, скакалки, спортивные игрушки), строительные наборы, дидактические (разнообразные башенки, матрёшки, настольные игры).
Приобретая игрушку, важно обращать внимание не только на новизну, привлекательность, стоимость, но и на педагогическую целесообразность. Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо поговорить с сыном или дочерью о том, какая игрушка ему нужна и для какой игры. Часто девочки играют только с куклами, поэтому часто они лишены радости играть в такие игры, в которых формируется смекалка, находчивость, творческие способности. Девочки с куклами играют или в одиночку, или только с девочками. С мальчиками у них нет общих интересов и нет предпосылок для возникновения дружеских взаимоотношений между детьми. Мальчики обычно играют с машинами, с детским оружием. Такие игрушки тоже ограничивают круг общения с девочками. Лучше, когда мы – взрослые, не будем делить игрушки на «девчоночьи» и на «мальчишечьи».
Если мальчик не играет с куклой, ему можно приобрести мишку, куклу в образе мальчика, малыша, матроса, Буратино, Чебурашки и т.п. Важно, чтобы малыш получил возможность заботиться о ком-то. Мягкие игрушки, изображающие людей и животных, радуют детей своим привлекательным видом, вызывают положительные эмоции, желание играть с ними, особенно если взрослые с ранних лет приучают беречь игрушки, сохранять их опрятный вид. Эти игрушки оказываются первыми помощниками детей в приобретении опыта общения с окружающими детьми и взрослыми. Если у ребёнка нет сестёр и братьев, то игрушки фактически являются его партнёрами по играм, с которыми он делит свои горести и радости. Игры со строительным материалом развивают у детей чувство формы, пространства, цвета, воображение, конструктивные способности.
Иногда взрослым надо помочь так построить ту или иную постройку, вместе подумать, какие детали нужны, какого цвета, как закрепить, чем дополнить недостающие конструкции, как использовать постройку в игре. Игры: лото, домино, парные картинки, открывают перед детьми возможность получать удовольствие от игры, развивают память, внимание, наблюдательность, глазомер, мелкие мышцы рук, учатся выдержке, терпению. Такие игры имеют организующее действие, поскольку предлагают строго выполнять правила. Интересно играть в такие игры со всей семьёй, чтобы все партнёры были равными в правилах игры. Маленький также привыкает к тому, что ему надо играть, соблюдая правила, постигая их смысл. Весьма ценными являются игры детей с театрализованными игрушками. Они привлекательны своим внешним ярким видом, умением «разговаривать».
Изготовление всей семьёй плоских фигур из картона, других материалов дают возможность детям самостоятельно разыграть знакомые произведения художественной литературы, придумывать сказки.
Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребёнку только что купили игрушку, и он знает, как ей играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт ребёнка истощается. Игрушка становится не интересной. Здесь нужна помощь старших, подсказать новое игровое действие, показать их, предложить дополнительный игровой материал к сложившейся игре. Играя вместе с ребёнком, родителям важно следить за своим планом. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнёра вселяет ребёнку уверенность в том, что его понимают, с ним хотят играть.
Если у дошкольника, особенно у маленького, есть игровой уголок, то время от времени ему следует разрешать играть в комнате, где собирается вечерами семья, в кухне, в комнате бабушки, где новая обстановка, где всё интересно. Новая обстановка рождает новые игровые действия, сюжеты.
Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.
В.А. Матвеева, воспитатель